План-конспект открытого урока по географии в 5 классе: "Масштаб и его виды"
25 ноября 2016
План-конспект открытого урока по географии: Масштаб и его виды.
Класс: 5
Цель урока: сформировать представление о масштабе и его обозначении на плане; сформировать понятие о том, как используется план в практической деятельности человека
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования ,
Предметные: называть масштаб глобуса и карты; решать задачи по переводу одного вида масштаба в другой; определять расстояния по икарте;
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.
Техническое оборудование: интерактивная доска, атласы, линейка.
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие детей, проверка подготовки учащихся к уроку, настрой учащихся на позитивную работу на уроке, акцентирование внимание обучающихся на использовании математических знаний на уроке географии. Человек не может изобразить крупные объекты земной поверхности в натуральную величину. Для этого он уменьшает изображение в несколько раз. Площадь нашей планеты более 510 млн км2 и в натуральную величину такой бы была и карта. Чтобы уменьшить площадь чертежа, действительную площадь уменьшают до определенных размеров, то есть используют уменьшение –
-Посмотрите на географические карты.
-Что можете сказать о морях, реках? (уменьшены, на одной карте сильнее, на другой меньше)
-Как выразить уменьшение? (Тема урока, цель)
- Проверка домашнего задания.
Географический диктант.
- Как называется угол между направление на север и направлением на заданный объект?
- Как называется прибор, указывающий направление магнитного меридиана?
- Чему соответствует азимут 90º; 270º; 360º; 135º?
- В каком направлении находятся объекты, если их азимут 40º; 60º; 180º; 270º; 325º?
- Как называется модель Земли?
- Изучение нового материала.
- Введение понятия «масштаб»
Предложение невыполнимого проблемного задания – начертить в тетрадях план пришкольного участка в натуральную величину.
- Почему не можете начертить карту? (Она большая, а тетрадь маленькая)
- Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (Уменьшить карту или увеличить тетрадь)
- Как выразить уменьшение?
Самостоятельное чтение § 9 стр. 33
- Что такое масштаб?
Географический словарь.
Масштаб- величина, показывающая, во сколько раз расстояние на плане или карте уменьшено по сравнению с реальным расстоянием на местности.
Работа с текстом учебника.
Найти в тексте учебника виды масштаба. Прочитать.
Объяснение учителя.
Виды масштаба:
Численный масштаб - масштаб, выраженный в виде дроби, где числитель - единица, а знаменатель - число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение, 1:10000 (1см карты соответствуют 10000см на местности).
Запомни! В численном масштабе два числа всегда подаются в сантиметрах.
Именованный масштаб - вид масштаба, словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1см на карте, плане, снимке. Именованный масштаб выражается именованными числами, обозначающими длины взаимно соответствующих отрезков на карте и в реальности. Например, в 1см 5км.
Линейный масштаб - вспомогательная мерная линейка, наносимая на карты для облегчения измерения расстояний. Представляет прямую линию, разделенную на равные отрезки. У каждого деления линии подписываются соответствующие ему расстояния на местности.
- Записать виды масштаба в тетрадь.
Мозговой штурм.
- Какие единицы измерения длины вы знаете?
- Чему равен 1м?
- Чему равен 1км?
- Как перевести см в м?
- Как перевести м в км?
- Дополни цепочку 1000000см = ?м =?км
- Дополни цепочку 1000см = ?м
Правила перевода масштаба.
- Записываем численный масштаб
1:100000 (в 1см 100000см)
- Делим 100000см на 100, переводим в м (100000:100 = 1000м)
- Делим на 1000м на 1000, переводим в км (1000:1000 = 1км)
- Записываем именованный масштаб в 1см 1км
- Изображаем линейный масштаб
Запомни! Численный масштаб можно перевести в именованный и линейный, именованный – в линейный и численный, линейный – в именованный и численный.
Работа с картами атласа.
- Прочитать название карты.
- Определить виды масштаба, которые используются на данной карте.
Определение расстояния на карте по масштабу.
- Если необходимо узнать расстояние между двумя точками по прямой линии, измерьте соответствующий отрезок на карте при помощи линейки.
- Найдите на карте указатель масштаба - обычно он расположен в правом нижнем углу.
Измеренное линейкой расстояние, выраженное в сантиметрах, умножьте на указанное на карте или рассчитанное количество метров или километров в одном сантиметре. В результате получится реальное расстояние, выраженное, соответственно, в метрах и ли километрах.
Физкультминутка
Встанем, дети, (встали) скажем тихо:
раз, два, три, четыре, пять. (шагаем)
Приподнялись, (поднялись на носочках)
чуть присели (приседаем)
и соседа не задели, (садимся)
А теперь придется встать, (встали, потянулись)
тихо сесть,(ровненько сели)
писать начать. (Приготовились писать)
Работа в группах
МАРШРУТНАЯ КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТРАНЕ МАСШТАБИИ
Дорогие друзья! Добро пожаловать в необыкновенную страну Масштабию! Уверены, что ваше путешествие будет незабываемым, если вы успешно пройдете все этапы пути. Желаем успеха!
Этап 1. Переведите численный масштаб в именованный и наоборот:
1) 1 : 1000; 1 : 30 000; 1 : 250 000; 1 : 5 000 000;
2) В1см – 10м; в 1 см – 300м; в 1 см – 2500м; в 1 см – 50000м (50км)
3) 1:1000000; 1:20000; 1:75000000; 1:50000
4) в 1 см - 10 км; в 1 см - 200 м; в 1 см - 750 км; в 1 см - 500 м
5) 1:10 000 1:3 000 000 1:50 000 1:8 000 000
6) В1см - 100м; в1см – 30000м (30км); в 1см – 500м; в1 см – 80000м (80 км)
Этап 2. Выполнение практической работы№4 Задание 4
1группа) 1250км: 5=250км; 1см – 250км
2 группа) 2250км:10= 225км; 1см – 225км
3 группа) 250км х11=2750км
4 группа) 550км х 5= 2750км
5 группа) 1250км: 5=250км; 1см – 250км
6 группа) 2250км:10= 225км; 1см – 225км
Молодцы! Вы успешно прошли все этапы путешествия и умеете работать с масштабами.
- Закрепление изученного материала.
Устный счет.
Перевести именованный масштаб в численный:
В 1см - 10 м (1:1000)
В1 см - 50 км (1:5000000)
В 1 см - 200 м (1:20000)
В 1 см - 750 км (1:75000000)
Перевести численный масштаб именованный:
1:100 в1см- 1м
1:500 в1см-5м
1:40 000 000 в1см- 400м
1:8 000 000 в1см- 80м
1:8 500 в1см- 85м
- Рефлексия. Оценивание
Продолжи фразу:
На уроке мне было…
На уроке я узнал…
На уроке мы работали с…
Можно ли полученные знания применить в реальной жизни…
Если можно, то как…
- Домашнее задание
- Изучить 9 Выучить понятия.
- Ответить на вопросы в учебнике на стр. 34
- Составить задачу на определение расстояния по масштабу.
- Как называется угол между направление на север и направлением на заданный объект?
- Как называется прибор, указывающий направление магнитного меридиана?
- Чему соответствует азимут 90º; 270º; 360º; 135º?
- В каком направлении находятся объекты, если их азимут 40º; 60º; 180º; 270º; 325º?
- Как называется модель Земли?
1.Как называется угол между направление на север и направлением на заданный объект?
2.Как называется прибор, указывающий направление магнитного меридиана?
3.Чему соответствует азимут 90º; 270º; 360º; 135º?
- В каком направлении находятся объекты, если их азимут 40º; 60º; 180º; 270º; 325º?
- Как называется модель Земли?
1.Как называется угол между направление на север и направлением на заданный объект?
2.Как называется прибор, указывающий направление магнитного меридиана?
3.Чему соответствует азимут 90º; 270º; 360º; 135º?
- В каком направлении находятся объекты, если их азимут 40º; 60º; 180º; 270º; 325º?
- Как называется модель Земли?
1.Как называется угол между направление на север и направлением на заданный объект?
2.Как называется прибор, указывающий направление магнитного меридиана?
3.Чему соответствует азимут 90º; 270º; 360º; 135º?
- В каком направлении находятся объекты, если их азимут 40º; 60º; 180º; 270º; 325º?
- Как называется модель Земли?
1.Как называется угол между направление на север и направлением на заданный объект?
2.Как называется прибор, указывающий направление магнитного меридиана?
3.Чему соответствует азимут 90º; 270º; 360º; 135º?
- В каком направлении находятся объекты, если их азимут 40º; 60º; 180º; 270º; 325º?
- Как называется модель Земли?
1.Как называется угол между направление на север и направлением на заданный объект?
2.Как называется прибор, указывающий направление магнитного меридиана?
3.Чему соответствует азимут 90º; 270º; 360º; 135º?
- В каком направлении находятся объекты, если их азимут 40º; 60º; 180º; 270º; 325º?
- Как называется модель Земли?
1.Как называется угол между направление на север и направлением на заданный объект?
2.Как называется прибор, указывающий направление магнитного меридиана?
3.Чему соответствует азимут 90º; 270º; 360º; 135º?
- В каком направлении находятся объекты, если их азимут 40º; 60º; 180º; 270º; 325º?
- Как называется модель Земли?
1.Как называется угол между направление на север и направлением на заданный объект?
2.Как называется прибор, указывающий направление магнитного меридиана?
3.Чему соответствует азимут 90º; 270º; 360º; 135º?
- В каком направлении находятся объекты, если их азимут 40º; 60º; 180º; 270º; 325º?
- Как называется модель Земли?
МАРШРУТНАЯ КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТРАНЕ МАСШТАБИИ
Дорогие друзья! Добро пожаловать в необыкновенную страну Масштабию! Уверены, что ваше путешествие будет незабываемым, если вы успешно пройдете все этапы пути. Желаем успеха!
Этап 1. Переведите численный масштаб в именованный и наоборот:
1) 1 : 1000; 1 : 30 000; 1 : 250 000; 1 : 5 000 000;
Этап 2. Выполнение практической работы№4
стр 15 Задание 4 Вариант 1 Задача 1
Молодцы! Вы успешно прошли все этапы путешествия и умеете работать с масштабами.
МАРШРУТНАЯ КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТРАНЕ МАСШТАБИИ
Дорогие друзья! Добро пожаловать в необыкновенную страну Масштабию! Уверены, что ваше путешествие будет незабываемым, если вы успешно пройдете все этапы пути. Желаем успеха!
Этап 1. Переведите численный масштаб в именованный и наоборот:
2) В1см – 10м; в 1 см – 300м; в 1 см – 2500м; в 1 см – 50000м (50км)
Этап 2. Выполнение практической работы№4 Задание 4
стр 15 Задание 4 Вариант 2 Задача 1
Молодцы! Вы успешно прошли все этапы путешествия и умеете работать с масштабами.
МАРШРУТНАЯ КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТРАНЕ МАСШТАБИИ
Дорогие друзья! Добро пожаловать в необыкновенную страну Масштабию! Уверены, что ваше путешествие будет незабываемым, если вы успешно пройдете все этапы пути. Желаем успеха!
Этап 1. Переведите численный масштаб в именованный и наоборот:
3) 1:1000000; 1:20000; 1:75000000; 1:50000
Этап 2. Выполнение практической работы№4 Задание 4
стр 15 Задание 4 Вариант 1 Задача 2
Молодцы! Вы успешно прошли все этапы путешествия и умеете работать с масштабами.
МАРШРУТНАЯ КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТРАНЕ МАСШТАБИИ
Дорогие друзья! Добро пожаловать в необыкновенную страну Масштабию! Уверены, что ваше путешествие будет незабываемым, если вы успешно пройдете все этапы пути. Желаем успеха!
Этап 1. Переведите численный масштаб в именованный и наоборот:
4) в 1 см - 10 км; в 1 см - 200 м; в 1 см - 750 км; в 1 см - 500 м
Этап 2. Выполнение практической работы№4 Задание 4
стр 15 Задание 4 Вариант 2 Задача 2
Молодцы! Вы успешно прошли все этапы путешествия и умеете работать с масштабами.
МАРШРУТНАЯ КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТРАНЕ МАСШТАБИИ
Дорогие друзья! Добро пожаловать в необыкновенную страну Масштабию! Уверены, что ваше путешествие будет незабываемым, если вы успешно пройдете все этапы пути. Желаем успеха!
Этап 1. Переведите численный масштаб в именованный и наоборот:
5) 1:10 000 1:3 000 000 1:50 000 1:8 000 000
Этап 2. Выполнение практической работы№4 Задание 4
стр 15 Задание 4 Вариант 1 Задача 1
Молодцы! Вы успешно прошли все этапы путешествия и умеете работать с масштабами.
МАРШРУТНАЯ КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТРАНЕ МАСШТАБИИ
Дорогие друзья! Добро пожаловать в необыкновенную страну Масштабию! Уверены, что ваше путешествие будет незабываемым, если вы успешно пройдете все этапы пути. Желаем успеха!
Этап 1. Переведите численный масштаб в именованный и наоборот:
6) В1см - 100м; в1см – 30000м (30км); в 1см – 500м; в1 см – 80000м (80 км)
Этап 2. Выполнение практической работы№4 Задание 4
стр 15 Задание 4 Вариант 2 Задача 1
Молодцы! Вы успешно прошли все этапы путешествия и умеете работать с масштабами.
1:8 000 000
1:8 500
в 1см - 10 м в1 см - 50км в 1 см - 200м
в1см -750км
1:100 1:500 1:40 000 000